Первым европейским моралистом считается. Этика делового общения — тест

Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Что общего между великими моралистами?

Общее между великими моралистами можно свести к следующим пунктам: они едины в понимании 1) назначения морали; 2) соотношения между нравственными обязанностями человека и его стремлением к счастью; 3) характера связи личности и общества; 4) принципиальной возможности перспектив нравственного преобразования человека.

1) Назначение морали великие моралисты усматривают в том, чтобы добиться такого общежития, такого согласия между людьми, которое явилось бы выражением и продолжением их права на достойную и счастливую жизнь. Собственно говоря, самой моралью они называют то, что в негативном аспекте противостоит насилию, лжи, всем другим факторам, которые принижают и разъединяют людей, а в позитивном — служит источником их взаимоуважительной солидарности. Устранять вражду и стремиться к гармонии межчеловеческих отношений, в рамках которой развитие одной личности становится условием развития всех остальных, — таково назначение морали. Добиться этого можно в том случае, если в отношениях с другими людьми руководствоваться теми правилами, которые каждый находит наилучшими и хотел бы видеть примененными к самому себе. Первые среди великих моралистов, которые по праву именуются учителями человечества, сводят основное содержание морали к золотому правилу нравственности, а многие из них дают этому правилу ту лаконичную, классически завершенную формулировку, в которой оно дошло до наших дней. Понимание морали в их учениях совпадает с естественной нравственностью, которую каждый человек находит в своем «сердце».

2) Не нужно доискиваться до изощренных формул морали, она в своем содержании элементарна. Великие моралисты приходят к такому выводу не для того, чтобы профанировать мораль. Совсем напротив: они возвышают ее до первоосновы жизни. Они считают, что конфликт между моралью и счастьем может быть снят только в том случае, если второе будет подчинено первому.

Существует объективный, единственно истинный порядок благ в мире: духовное выше материального, нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию. Выше не в том смысле, что надо прежде позаботиться о теле, чтобы потом можно было совершенствовать душу, подобно тому как мы проходим нижние ступени лестницы, чтобы добраться до верхних. И не в том смысле, что больше времени и сил надо уделять нравственному состоянию души, чем физическому состоянию тела. Великие моралисты придают духовно-нравственным ценностям абсолютное значение (отсюда — свойственное многим из них соединение идеи морали с идеей бога) и рассматривают их в качестве единственного основания, придающего смысл всем человеческим стремлениям. Свет может иметь разную степень интенсивности, но во всех проявлениях он восходит к солнцу как единственному своему источнику. Точно так же человеческие блага, как бы они ни разнились между собой, восходят к морали и только благодаря этому приобретают качество, позволяющее считать их благими, достойными целями деятельности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы постоянно быть подключенным к этому благотворному источнику. Духовно-нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию в том совершенно особом смысле, что только через духовнонравственные обязанности и в их рамках человек может обрести настоящее личное благополучие. Дилемма морали и счастья снимается благодаря тому, что счастье рассматривается как следствие морали. Кто стремится быть моральным, тот правильно понимает и надежно гарантирует свою выгоду. Мораль есть высшая реальность в смысле подлинности бытия. И в этом качестве она является единственной аксиологической реальностью. С точки зрения моралистов мораль верховодит в мире человеческих целей.

3) Что касается противоречия между интимностью личностной выраженности морали, в силу которой она выступает в качестве силы, возвышающей индивида до уровня субъекта индивидуально-ответственного существования, и её (морали) общезначимостью, универсальностью, в силу которой она оказывается единственно надежной основой всечеловеческой солидарности, то она может получить разрешение только в том случае, если двигаться от личности к обществу. Великие моралисты исходили и своими учениями задавали перспективу, в рамках которой отношения между людьми предстают в качестве вторичного результата их сознательных стремлений к личностному самосовершенствованию, являются формой их духовнонравственной общности. Они утверждали приоритет личности перед обществом, нравственную автономию индивидов. Это относится и к тем из них, кто вписывал нравственность в религиозный контекст: хотя в учениях Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда мораль и предстает как совокупность безусловных надиндивидуальных требований, тем не менее они выражают волю совершенной и единственной в своей совершенности личности — Бога; к тому же считается, что тот, кто сформулировал для людей эти заповеди, одновременно вписал их в сердце каждого из них. Если есть истина, которую свято чтили все великие моралисты, то она состоит в неотъемлемом праве каждой личности говорить от имени морали и быть субъектом морально совершенных отношений между людьми. Человек не может жить вне общества — из этого несомненного факта они делают тот вывод, что общество должно быть человечным, нравственно ориентированным.

4) Мораль задаст совершенно определенное — критически-отрицательное отношение к реальному миру. Степень напряжения между моралью и эмпирическим бытием индивидов в разных этических программах является, конечно, разной. Можно было бы, например, провести разграничение между морально-ригористическими (Будда, Иисус) и морально-компромиссными (Конфуций, Мухаммед) программами; в определенных отношениях оно может иметь очень важное значение. Тем не менее в существенном они едины: во всех моралистических нормативных программах (потому они и именуются моралистическими) мораль рассматривается в качестве истины бытия. Все они анализируют жизнь людей в перспективе окончательного торжества добра. Насколько, однако, возможно такое торжество? Великие моралисты создавали определенные этически значимые жизненные программы. Как программы, они должны мыслиться осуществимыми, в противном случае они бы не отличались от абстрактных интеллектуальных систем. Как этические, они не могут быть замкнуты на обозримую и подконтрольную индивиду перспективу, в противном случае они бы не отличались от какой-нибудь судебной реформы или иных социально-прагматических проектов. Этические программы осуществимы в принципе. Однако их реализация требует таких нечеловеческих усилий и огромного запаса времени, таких кардинальных перемен, включая переустройство космоса и переделку самой человеческой природы, что она оказывается скорее вопросом общей веры, чем конкретной уверенности.

Моральное обновление мира выступает в качестве цели, но цели особого рода, которая не имеет ни рассчитанного срока, ни строгих путей своей реализации, которая призвана объединить, придать смысл и как бы завершить все другие человеческие цели. Оно призвано возвысить все человеческое существование до уровня морального бытия и на этой основе примирить человека с самим собой, придать жизни моральный смысл — для человека значит стать больше, чем он есть на самом деле. И не просто стать больше, а вообще стать большим. Моральная перспектива бытия задает совершенно особую систему координат, когда жизнь индивидов измеряется не часами, метрами и килограммами — показателями, которые уходят в дурную бесконечность и в любом, сколь угодно большом, своем натуральном выражении только подчеркивают ограниченность человеческих возможностей, — а абсолютными величинами. Мораль как ее понимают великие моралисты — не просто путь. Это — путь в вечность. В морали и через мораль жизнь человека соразмеряется с богом. Все, что угодно, можно говорить об учениях великих моралистов, можно называть их иллюзорными, жестокими, лицемерными или какими-нибудь еще более обидными словами, но нельзя отрицать того, что они выражают одну несомненную истину: только в моральной перспективе естественное существование индивидов трансформируется в, историческое становление, природность — в культуру. Без морали нет истории, если, конечно, не сводить последнюю к разновидности исторической зоологии, к хронике войн, способов производства, научных открытий и т. д., а понимать как действительную историю людей — процесс совершенствования человека.

Позицию великих моралистов по вопросу о путях и сроках морального обновления мира нельзя оценивать по критериям научного предвидения. Они не отвечают на вопрос, что будет. Они говорят о том, что надо делать. Они подчеркивают: моральное обновление есть задача (программа, цель), которая призвана стать объединяющей основой и фокусом всех усилий человека и степень реальности которой целиком будет зависеть от этих усилий. Каждый из моралистов мог бы сказать про свою этическую программу, что она вполне реальна и осуществима, если люди будут достаточно разумны, чтобы принять ее, и достаточно настойчивы, чтобы следовать ей.

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении автора Ильенков Эвальд Васильевич

4. КОНКРЕТНОЕ И ДИАЛЕКТИКА ОБЩЕГО-ЕДИНИЧНОГО Поиск «сущности человека» на пути «идеального уравнивания людей в роде», в ряду тех общих черт, которыми обладает каждый индивид, взятый порознь, предполагает крайне метафизическое понимание отношения «общего» к «единичному». Для

Из книги Том 17 автора Энгельс Фридрих

Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих

[НАБРОСОК ОБЩЕГО ПЛАНА] 1. Историческое введение: в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной.2. Ход теоретического развития в Германии со времени Гегеля (старое предисловие). Возврат к диалектике

Из книги Манифест философии автора Бадью Ален

4. Хайдеггер в качестве общего места Что же говорит «текущий» Хайдеггер — тот, согласно которому организуется мнение? Вот что:1) Современная фигура метафизики, какою она сложилась вокруг категории субъекта, находится в стадии своего завершения. Истинный смысл категории

Из книги Дух позитивной философии автора Конт Огюст

II. Гармония между наукой и искусством, между положительной теорией и практикой 22. Охарактеризовав достаточно основную способность положительного мышления по отношению к умозрительной жизни, нам остается рассмотреть его также в применении к конкретной жизни, где оно, не

Из книги Сочинения автора Фёдоров Николай Фёдорович

Из I тома «Философии общего дела»

Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса автора Ильенков Эвальд Васильевич

Из II тома «Философии общего дела»

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

Конкретное и диалектика общего и единичного Поиски сущности человека на пути идеального уравнивания людей в понятии рода предполагают метафизическое понимание отношения общего к единичному.Для метафизика конкретно только единичное – единичная

Из книги Империализм, как высшая стадия капитализма автора Ленин Владимир Ильич

5. Синонимы максимально общего характера Таковыми являются, прежде всего, общераспространенный термин agathos – «хороший»и eidos – «специфический вид». Что касается первого термина, то его соотношение с терминологией красоты мы подробно уже рассмотрели выше (ИАЭ IV 153 – 165) на

Из книги Немецкая идеология автора Энгельс Фридрих

VI. Раздел мира между великими державами Географ А. Супан в своей книге о «территориальном развитии европейских колоний»79 подводит следующий краткий итог этому развитию в конце XIX века: «Характеристичной чертой этого периода, — заключает он, — является, следовательно,

Из книги Фейербах. Противоположность материалисического и идеалистического воззреий (новая публикация первой главы «Немецкой идеологии») автора Энгельс Фридрих

В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

В крупной промышленности и в конкуренции все условия существования, все обусловленности,

Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих

I. Первые определения общего соотношения вещей Существуют философские системы, особенно сильно запечатлевшиеся в сознании человечества, к которым всегда обращались, чтобы ориентироваться в том, что такое философия. Демокрит, Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Лейбниц,

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

[Набросок общего плана] {232}1. Историческое введение: в естествознании, благодаря его собственному развитию, метафизическая концепция стала невозможной.2. Ход теоретического развития в Германии со времени Гегеля (старое предисловие){233}. Возврат к диалектике совершается

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

35. «Что у меня общего с иудеями?» Отчуждение Что у меня общего с иудеями? Едва ли я имею что-нибудь общее с ними, и потому могу спокойно стоять в стороне; вот ситуация, которая позволяет мне перевести дух. Франц Кафка (1883–1924), Дневники; цит. по Роберту Алтеру, «Когда традиция

Из книги автора

2. Проблема общего блага в постсоциалистической России В России понятие общего блага в его правовом (и государственно-правовом) смысле и значении не получило, за редким исключением, сколько-нибудь широкого распространения, не стало заметной и значимой частью и

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Тестовые задания обсуждены на заседании кафедры гуманитарных дисциплин «26» сентября 2012 г. протокол № 2

Наименование пункта Значение
Гуманитарные дисциплины
Сарчин Р.Ш., доцент, к.ф.н.
Наименование дисциплины
Общая трудоемкость по учебному
Вид контроля (нужное Предварительный (входной),
подчеркнуть) текущий, промежуточный (зачет)
Для специальности(ей)/
направления(й) подготовки 080100.62 Экономика
Количество тестовых заданий
всего по дисциплине, из них
Количество заданий при
тестировании студента
Из них правильных ответов (в %):
для оценки «отлично»
для оценки «хорошо»
для оценки «удовлетворительно»
или для получения оценки «зачет»
Время тестирования (в минутах)

S: Этика – философская наука, объектом изучения которой является… -: прекрасное -: должное +: мораль -: истина

S: В средневековой этике источником морали объявляется… -: человек -: общество -: космос +: бог

+: добро; -: совесть; -: долг;

-: все ответы верны.

S: Классификация этических категорий: -: структурные и субстанциональные;

-: на основе одной, которая рассматривается как функциональная; -: позиция, согласно которой мораль включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность +: все ответы верны.

S: В классической этике моральные качества личности называются…

-: нравственными чертами

S: Кто из древнегреческих философов ввел понятие «этика»? -: Демократ +: Аристотель -: Эпикур.

-: Протагор.

S: Фундаментальные принципы административной этики +: гуманизм +: законность

+: справедливость -: бюрократизм

-: безусловная исполнительность

S: Этика бизнеса как наука возникает в … -: конце XIX века

-: конце ХХ века +: середине ХХ века

-: период формирования буржуазных отношений

S: Целеполагающие категории этики -: честь и достоинство +: смысл жизни и счастье -: долг и совесть -: добро и зло

S: Контрольно-императивные категории этики -: честь и достоинство -: смысл жизни и счастье +: долг и совесть -: добро и зло

S: Этика — это:

-: отвлеченные рассуждения +: наука для описания и объяснения морали.

-: правила поведения за столом. -: дворянская честь

S: В классической этике моральные качества личности называются…

+: добродетелями -: достоинствами

-: нравственными чертами

S: Этические идеи Конфуция можно охарактеризовать как теорию… -: «управления людьми на основе уважения +: «управления людьми на основе добродетели»

-: «управления людьми на основе благоговейного отношения к делу

Тема №.2. Профессиональная этика.

S: Кто является сторонником «этики ответственности» человека: -: И. Кант -: К.Маркс +: М.Вебер

S: Общение в социальной психологии рассматривается как многомерный феномен, который включает в себя и определенные психологические механизмы… и… субъектов общения -: познания и контроля +: познания и понимания -: понимания и контроля

S: Гуманистическая тенденция в западно — европейской этической мысли утверждает в деловом общении:

+: человечность межличностных отношений -: приоритет любви к ближним -: правдивость и искренность поступков

-: H. Макиавелли -: И. Кант +: О.Конт

-: И. Кант +: Т.Гоббс

S: Софийская этическая концепция утверждает, что «истинное Я человека проявляется тогда, когда он… — : стремится к личной независимости

-: стремится к общению с другими +: начинает с любовью открываться другим

S: Кто из античных философов утверждал, что человек есть «мера все вещей»:

+: Протагор -: Патон -: Аристотель

S: Концепция компромисса, предложенная Конфуцием, включает в себя требования:

-: строгости и жесткости -: сдерживания себя +: поиска «среднего пути»

S: Поступать морально по Э.Дюркгейму — это значит: +: исполнять свой долг -: идти на компромисс

S: Э.Дюркгейм противопоставляет принципу максимизации выгоды:

-: принцип общественного разделения труда на основе индивидуальных различий +: солидарности

-: собственного интереса

S: Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления -: культурологи -: логика -: этика

+: диалектика

S: Основным механизмом развития личности является: +: рефлексия; -: каузальная атрибуция;

-: преодоление внешних и внутренних конфликтов; -: эмпатия.

S: Проявлением психической деривации в раннем возрасте может быть: -: отсутствие комплекса оживления; -: замкнутость; -: страхи;

+:боязнь безопасных предметов

S: Одаренность, как отклонение в психическом развитии: -: затрудняет развитие интеллекта; -: затрудняет развитие волевых качеств личности;

+: создает трудности при обучении и воспитании; -: сложно сказать что-то определенное

S: Гармония в общении людей по О. Конту — это …

+: согласованное взаимодействие на основе наилучшего сочетания интересов -: согласованное взаимодействие на основе единых целей

-: наилучшее сочетание интересов на основе единых целей

S: Первым европейским моралистом считается… -: Гомер +: Гесиод

-: Гиппократ

V1: Этикет.

S: Что в переводе с французского означает «этикет»?

-: спасибо, будьте здоровы -: ярлык, церемониал +: поведение

S: Деловой этикет — это -: знак фирмы

+: свод правил поведения в сфере деловых, предпринимательских отношений -: способ получения наивысших прибылей

S: Чему отводится важная роль в культуре бизнеса? -: умению читать по-английски -: способности добиться успеха любой ценой +: правилам делового этикета

S: С чем должен гармонировать цвет ботинок… -: с цветом запонок -: с цветом шляпы +: с цветом костюма

S: В подписи инициалы ставятся. ..

-: после фамилии -: вообще не ставятся +: перед фамилией

S: Что является одним из действенных средств достижения делового успеха… +: толково и грамотно составленное письмо

-: посещение театров -: умение играть в теннис

S: Назовите единственный официальный документ, на котором не ставится его название -: приказ -: протокол +: письмо

S: Как следует признавать правоту собеседника? -: молча +: открыто

-: никогда не признавайте

S: Во время разговора надо сидеть -: на краешке стула -: откинувшись на спинку стула +: ровно и свободно

S: Мораль – это:

+:форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая обще социальной основой его регулирования, представляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения; -: установленный порядок поведения в какой-либо общественной или

профессиональной группе; -: охраняемое законом личное и неимущественное неотчуждаемое благо; -: все ответы верны.

S: НРАВЫ — это традиционное понятие, обозначающее массовые и…

проявления морального и аморального поведения -: обычные -: распространенные

+: индивидуальные

S: Моральная норма – это…

-: требование, которое должно быть выполнено для достижения определенной цели -: многократно повторяющиеся практические действия, воплощающие в себе

общественную целесообразность +: единичное частное предписание, понуждающее к совершению

определенного поступка или запрещающее его

S: Межличностная аттракция способствует… -: взаимопониманию партнеров -: уподоблению партнеров друг другу

+: взаимному «тяготению» партнеров

S: Процесс восприятия друг друга партнерами по общению называется… -: идентификация -: аттракция +: перцепция

S: Эгоизм как ценностная ориентация личности — это -: стремление утвердить себя +: стремление утвердить себя за счет других

S: Моральный принцип добросовестного отношения к труду не выражается в:

-: бережливости и рачительности +: прагматичности и экономии

S: Мораль – это

-: система нравственных отношений в обществе -: совокупность норм и правил поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни

+: система норм, санкций, оценок, предписаний и образцов поведения

S: Мораль есть разновидность… освоения действительности -: художественно-эстетического -: эмоционально — чувственного +: оценочно-императивного

S: Одобрение или осуждение моральным сознанием явлений, поступков, установок, черт характера человека называется…

+: моральной оценкой -: моральной регуляцией

-: моральным контролем

S: К специфическим особенностям обычаев не относится … -: локализованная сфера действия -: обращенность в прошлое +: устремленность в будущее

S: Принцип гуманизма предполагает, что личность будет

Тесты.
Этика деловых отношений

Задание 1.
1. Термин «этика» ввёл в оборот:
· Конфуций
· Платон
· Аристотель

2. Первым европейским моралистом считается:
· Гомер
· Гесиод
· Гиппократ

4. Тезис о непротивлении злу насилием выдвинул:
· Л.Н.Толстой
· Ф.М.Достоевский
· И.С.Тургенев

5. Этика и мораль соотносятся между собой, как:
· Наука и предмет изучения
· Теория и практика
· Правило и поступок

6. Какая из концепций не отражает происхождение морали:
· Натуралистическая
· Социологическая
· Утопическая

7. Мораль — это…:
· Совокупность правил и норм профессиональной деятельности
· Совокупность конкретных правил и норм поведения людей
· Совокупность универсальных общечеловеческих правил и норм поведения

Задание 2.
1. Каким из перечисленных свойств обладает мораль:
· Инвариантность
· Императивность
· Имманентность

2. Деловое общение — это…:
· Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника;
· Когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект
· Когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем личностные расхождения

3. Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного?
· Эффективное несёт большую смысловую нагрузку
· Эффективное отличается чётко поставленной целью
· Эффективное достигает поставленную цель

4. Коммуникативная сторона общения отражает стремление партнёров по общению к:
· обмену информацией
· расширению темы общения
· усилению информационного воздействия на партнёра

5. Интерактивный аспект общения проявляется в:
· Необходимости соблюдения партнёрами установленных норм общения
· Стремление к превосходству над партнёром по общению
· Стремлении установить оптимальные отношения

6. перцептивная сторона общения выражает потребность субъектов общения в:
· установлении дружеских взаимоотношений
· сопереживании, во взаимном понимании
· сохранении высокого статуса в общении

7. какие из приведённых ниже рекомендаций противоречат эффективному деловому общению?
· Стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию
· В процессе приёма информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте
· Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли
Задание 3.

1. Смысловой тезис делового общения «отделите людей от проблемы» это:
· Не придавать значения в деловом общении симпатиям и антипатиям
· Сосредоточить внимание на обсуждаемом вопросе, а не на личности партнёра
· Разрешение проблем делового общения без учёта особенностей личности партнёра

2. Стиль делового общения это:
· Манера поведения в деловом общении
· Нормы общения в конкретной ситуации
· Индивидуально-типологические особенности взаимодействия партнёров

3. Идентификация — это:
· Сочувствие или сопереживание другому
· Способ познания другого человека
· Процесс установления контактов по алгоритму

4. Стереотипизация — это
· Познание по принципу «подобное к подобному»
· Процесс упорядочивания получаемой информации
· Процесс оценки уровня делового общения

5. Рефлексия — это:
· Возбуждение в партнёре эмоциональных переживаний
· Способность сосредоточиться на самом себе
· Реакция человека на особенности делового общения

6. Чтобы повлиять на личные отношения сотрудников, руководитель должен:
· Определить цели взаимоотношений
· Лично вмешаться в отношения
· Ограничить развитие отношений

7. что понимается под трансактным анализом в общении?
· Определение направленности поведения в общении
· Изучение основных характеристик общения
· Разбор «ходов» партнёров в общении

Задание 4.
1. Компетентность в деловом общении это:
· Соответствие качеств функциональным обязанностям
· Способность объективно оценить отношения
· Способность установить необходимые контакты

2. Анализируя свои отношения с подчинёнными, руководитель должен:
· Установить, как подчинённый реагирует на авторитарные приказания
· Проследить за развитием отношений
· Пригласить квалифицированного консультанта

3. Если на планёрке выяснилось, что план не выполнен, то руководителю следует:
· Попросить подчинённых внести свои предложения
· Поставить их в известность о намеченных мерах по выправлению положения
· Уволить наиболее отстающих

4. Двусторонний контакт между начальником и подчинённым очень важен, потому что:
· Начальник может поверить, правильно ли поняты его распоряжения
· Подчинённый может задать вопрос и уточнить информацию
· Без этого люди не могут работать

5. Подход, позволяющий оценить конфликт, обсудить и найти удовлетворяющее всех решение предполагает:
· Сглаживание конфликта
· Обострение конфликта до открытой конфронтации
· Привлечение третьей стороны

6. Руководитель, заметивший, что подчинённый выказывает то или иное стремление (например, активно стремится общаться с окружающими), должен:
· Наказать его
· Поместить в условия, затрудняющие общение
· Поместить в условия, где подобное поведение входит в процесс работы

7. Между людьми объективно возникают личные взаимоотношения. Можно утверждать, что:
· Здоровые отношения способствуют достижению целей организации
· Характер личных взаимоотношений никак не связан с успешной работой
· Личные отношения надо строго ограничивать

Задание 5.
1. Чтобы побудить человека сделать что-либо, необходимо, прежде всего:
· Создать условия для выполнения работы
· Убедить его захотеть сделать это
· Проявить доброту и дружеский подход

2. Для привлечения кого-либо на свою сторону необходимо, прежде всего:
· Убедить его, что являюсь искренним другом
· Создать у него впечатление своей значимости
· Дать возможность человек «сохранит лицо»

3. выражение, которое не способствует диалогу в беседе:
· вам будет интересно узнать…
· я хочу с Вами переговорить…
· я хочу с Вами побеседовать…

4. Как следует себя вести с незаинтересованным собеседником:

· Задавать вопросы информативного характера, придать беседе привлекательную форму
· Давать возможность сформулировать промежуточное заключение
· Благодарить за вклад в беседу

5. Как вести себя с нетерпеливым собеседником:
· Вместе выяснять и рассматривать вопросы
· Не допускать никакой критики
· Всегда оставаться хладнокровным и компетентным

6. как следует вести себя с неуверенным собеседником:
· заинтересовать его и предложить занять равноправное положение в беседе
· ободрить его, помогать формулировать мысли
· попытаться выяснить, что интересует его лично

7. «Язык телодвижений» это:
· Двигательная реакция человека на обстоятельства общения
· Средство целенаправленного воздействия на собеседника
· Получение и передача информации с помощью жестов,поз, мимики

Задание 6.
1. как вы понимаете изречение «природа дала человеку два уха, но только один язык»:
· необходимо больше слушать, чем говорить
· если хочешь слушать — перестань говорить
· для получения большего объёма информации

2. Конфликт — это:
· борьба мнений
· спор, дискуссия по острой проблеме
· противоборство мотивов или суждений

3. Конфликтная ситуация — это:
· Случайные столкновения интересов субъектов
· Накопившиеся противоречия деятельности
· Противоборство по выяснению отношений

4. Инцидент — это:
· Стечение обстоятельств, как повод для конфликта
· Истинная причина конфликта
· Накопившиеся противоречия

5. Причина конфликта — это:
· Противоположные мотивы субъектов взаимодействия
· Стечение обстоятельств, которые вызывают конфликт
· События, ситуации, которые предшествуют конфликту

6. Для каких конфликтов характерны причины: нарушение групповых норм; низкая подготовка; неадекватность внутренней установки статусу:

· Конфликт между рядовым сотрудником и коллективом
· Конфликт между подразделениями внутри организации

7. Основными причинами конфликта между руководителем и коллективом являются:
· Стиль управления, низкая компетентность
· Влияние микрогрупп и их лидеров
· Негативная оценка руководителя со стороны вышестоящего руководства

8. к какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нём сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия?
· Межличностному, бурному и быстротекущему
· Межличностному, конструктивному
· Межличностному, экономическому

9. Для каких конфликтов характерны следующие причины: новый руководитель, назначенный со стороны; стиль управления; низкая компетентность руководителя; сильное влияние микрогрупп и их лидеров:
· Конфликт между руководством и коллективом

· Конфликт между администрацией и персоналом

10. Для каких конфликтов характерны причины: неудовлетворительные коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата:
· Конфликт между микрогруппами в коллективе
· Конфликт между лидером и микрогруппой
· Конфликт между руководством и персоналом

Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин «этика» (от древне греческого ethika, ethos – нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы как «Никомахова этика», «Большая этика» и др. Но не его следует считать «первым этиком». Еще до Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), различными проблемами морали активно занимался его учитель – Платон (428-348 гг. до н. э.), а также учитель самого Платона – Сократ (469-399 гг. до н. э.). Словом, в V веке до н. э. этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально-экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве – в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках и в котором делались первые попытки как-то отразить осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, представить место человека в Мире. Далее, началу процесса становления этики способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до н. э. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми. В ответ на эту потребность в осмыслении нового образа жизни и появилась этика. Не случайно многие мыслители древности подчеркивали практическую направленность этики. Как отмечал Аристотель, цель этического учения – «не познание, а поступки». Моральное учение чаще всего понималось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка, меры. Мораль рассматривалась через призму добродетели.

Отсюда вполне логично то внимание, которое уделили рассмотрению добродетелей древнегреческие мыслители. Целый ряд диалогов Платона посвящен анализу различных проявлений добродетелей, постижению сущности добродетели как таковой. Очень многие добродетели всесторонне рассматривались в сочинениях Аристотеля, стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет и др.). А еще раньше, можно сказать, первый европейский моралист Гесиод (конец VIII века до н. э. – начало VII века до н. э.) в поэме «Труды и дни» дает обстоятельную, эмоциональную характеристику добродетелей и пороков. Среди первых он выделяет бережливость, трудолюбие, пунктуальность и др.

 

Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Платон выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики. Аристотель же считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) – мужество, уравновешенность, щедрость и др. При этом древнегреческий философ полагал, что каждая добродетель есть середина между двумя крайностями. Так, скромность есть середина между бесстыдством и стеснительностью. Чувство собственного достоинства есть середина между своенравием и подхалимством. Правдивость – середина между притворством и хвастовством. Подобная же характеристика дастся довольно многим добродетелям. Нельзя не отметить, что представления о золотой середине встречаются и в культуре Древней Индии, Древнего Китая.

Уже давно подмечено, что в культуре античности можно обнаружить зачатки едва ли не всех направлений философии, в том числе и нравственной философии, которые получили свое развитие в позднейшее время. Так, софистов Протагора (481-411 гг. до н. э.), Горгия (483-375 гг. до н. э.) и др. можно считать основоположниками этического релятивизма (от лат. relativus – относительный). Предшественники софистов, разделявших во многом представления древней мифологии, полагали, что все мироздание и человек существует по одним и тем же законам. Космос даже в чем-то уподоблялся человеческому организму. Протагор же и его единомышленники фактически первыми заявили о том, что законы природы существенно отличаются от законов общества. Если первые существуют объективно, то вторые устанавливаются самими людьми с учетом их собственных интересов. Софисты нередко указывали на пестроту нравов и делали поспешный вывод об относительности добра и зла. Они нередко утверждали, будто одна добродетель у государственного мужа, другая у ремесленника, третья у воина. Все это подводило к мысли о неустойчивости, расплывчатости предписаний морали и, естественно, возможности их нарушать.

Оппонентом софистов в целом ряде отношений был Сократ (469-399 гг. до н. э.), которого с полным основанием следует считать одним из основоположников этического рационализма (от лат. rationalis – разумный). Сократ стремился найти надежную основу для нравственных законов. По его мнению, зло индивид делает только по неведению. По своей же воле человек никогда не совершает неблаговидных поступков. Того, кто познал, что есть плохое, а что доброе, ничто не заставит поступить плохо. Выходило, что Сократ сводил добродетель к познанию о добродетели. Словом, у Сократа все добродетели пронизаны разумностью.

Этический рационализм получил свое логическое завершение в доктрине ученика Сократа – Платова. Последний придал понятиям (идеям) о добродетелях самостоятельное существование, онтологизировал их. По воззрениям Платона, существует особый, сверхчувственный мир идей, который и обладает истинным бытием, а земной мир представляет собой лишь бледную, неточную и несовершенную копию этого высшего мира, в котором центральное место занимает идея блага. Человеческая душа до своего вселения в тело (темницу души) обитала в этом прекрасном мире и непосредственно созерцала идеи блага, справедливости, благородства и др. В земной же жизни душа припоминает то, что было известно, непосредственно созерцалось в сверхчувственном мире идей.

В античности зарождается такое направление, как эвдемонизм (от древнегреческого eudamonia – счастье, блаженство), которое заключалось в стремлении установить гармонию между добродетелью и стремлением к счастью. Позиции эвдемонизма разделяли очень многие мыслители древности – Сократ, Демокрит, Платон и др. Как отмечал Аристотель, «называть счастье высшим благом кажется чем-то общепризнанным». При этом предполагалось, что счастливый человек стремится к справедливым, добрым делам, а в свою очередь добрые поступки ведут к счастью, к хорошему расположению духа.

В сочинениях ряда мыслителей древности эвдемонизм нередко переплетался с гедонизмом (от древнегреч. hedone – наслаждение), трактующим, что добродетельное поведение должно сочетаться с переживаниями удовольствия, а порочное – со страданиями. Основателями гедонизма обычно считают Демокрита, Эпикура, Аристиппа (435-356 гг. до н. э.).

Эвдемонизму, гедонизму в определенной мере противостоял аскетизм, который нравственную жизнь человека связывал с самоограничением чувственных стремлений, удовольствий. Разумеется, эти ограничения не стоит рассматривать как самоцель, а лишь как средство достижения высших нравственных ценностей. Элементы аскетизма нетрудно обнаружить в учениях киников и стоиков. Основателем кинизма считается Антисфен (435-370 гг. до н. э.). Но, пожалуй, легендарную известность получил его ученик Диоген (404-323 гг, до н. э.).

Основателем стоицизма считается Зенон (336-264 гг. до н. э.). Но наибольшую известность получили сочинения представителей римского стоицизма – Сенеки (3 г. до н. э. – 65 г. н. э.), Эпиктета (50-138 гг.), Марка Аврелия (121-180 гг.). Они также проповедовали необходимость отказа от чувственных удовольствий, стремление к спокойствию духа. Марк Аврелий учил о бренности, зыбкости земного существования. Земные ценности недолговечны, тленны, обманчивы и не могут быть основой человеческого счастья. К тому же человек, по мнению стоиков, не в состоянии что-либо изменить в окружающей действительности и ему остается только покориться судьбе («идущего рок влечет, сопротивляющегося – тащит»). Задача философии и состоит в том, чтобы помочь человеку принять удары судьбы.

Таким образом, можно сказать, что мыслители античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие столетия.

Непосредственным преемником, хотя и довольно односторонним, античной культуры стала этика средневековья (V–XV ее.), которая воспринимала культуру античности главным образом через призму христианских догматов. В учении христианских мыслителей нетрудно увидеть отголоски целого ряда положений стоицизма, учения Платона и несколько меньше Аристотеля и некоторых других философов древности. Однако культура античности отличалась Довольно широким взглядом на человека, допускала сосуществование самых различных мнений о мире и человеке. Христианский мир, особенно в первые века своего существования, довольно жестко радел о чистоте веры. В этических исследованиях христиан господствовал теоцентризм, т.е. все рассматривалось через призму отношения к Богу, проверялось на предмет соответствии священному писанию, постановлениям соборов. В итоге формировалось заметно новое понимание человека. В Нагорной проповеди Христа утверждается в качестве важнейших добродетелей смирение, терпение, покорность, кротость, милосердие и даже любовь к врагам. Значительное место в христианской этике отводится такой добродетели как любовь к Богу. Само понятие любви онтологизируется: «Бог есть любовь». Стоит, пожалуй, отметить еще одну черту христианского учения – это идея всеобщей греховности и необходимости массового покаяния.

В качестве, несомненно, позитивного следует указать на усиление личностного начала в моральном учении христианства, которое обращалось к каждой человеческой личности независимо от ее социального статуса и говорило о равенстве всех пред Богом. Усилению личностного начала способствовал и образ Христа – Богочеловека, Сверхличности, который прошел земной путь и пострадал за грехи каждого человека.

Одной из центральных проблем любой нравственной философии является проблема происхождения, природы морали. И здесь надо признать, что в этом вопросе мнения христианских мыслителей самых различных конфессий практически совпадает: все они говорят о божественной природе морали, исходят из одного из важнейших догматов, согласно которому творцом и Промыслителем мира видимого и невидимого является Бог.

Уже первые христианские мыслители (отцы и учителя церкви) так или иначе, утверждали, что моральные убеждения человек получает от Бога двумя путями. Первый: в процессе творения души Бог закладывает в нее определенные нравственные чувства и представления. Выходит, что индивид появляется в этом мире уже с определенными нравственными задатками, по меньшей мере.

Эта нравственная предрасположенность называется естественным нравственным законом. А естественный нравственный закон дополняется богооткровенным нравственным законом, т.е. теми заповедями, предписаниями, которые изложены в Библии.

Отцы и учителя церкви подчеркивали роль веры в нравственной жизни человека, а в своих классификациях добродетелей наиболее важными считали такие, как вера, надежда, любовь.

Таким образом, в средние века, когда существовало тотальное господство религии и церкви, важнейшие нравственные проблемы решались специфическим образом – через призму религиозных догматов, в интересах церкви.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Хотя позиции религии все еще остаются достаточно прочными, религиозные реформы потрясают такие страны Европы, как Германия, Англия, Франция и др. Появляется новая разновидность христианства – протестантизм, которая с самого начала приняла рационалистический характер; упрощаются церковные обряды, морально возвышается повседневная жизнь человека как форма служения Богу.

Хотя позиции религии в Новое время остаются весьма прочными, все-таки духовная, в т. ч. и религиозная жизнь общества становится более разнообразной. Во-первых, как мы уже отмечали, возникают самые различные направления протестантизма. Во-вторых, в Новое время получают известное распространение различные формы свободомыслия: атеизм, деизм, скептицизм, пантеизм и др. Соответственно несколько иначе трактуются некоторые вопросы моральной теории. Так, скептики М. Монтень, П. Бейль допускали возможность существования морали, независимой от религии и даже заявляли, что атеист может быть существом нравственным.

Заметная часть мыслителей Нового времени пыталась найти истоки морали в разуме человека, в его природе.

В XVII-XVIII вв. получает распространение теория разумного эгоизма (Спиноза, Гельвеций, Гольбах и др). В XIX в. ее поддерживали Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др. Согласно этой теории человеку просто невыгодно вести аморальный образ жизни, ибо на его злодеяния люди ответят тем же самым (по пословице: «как аукнется, так и откликнется»). И конечно же, человеку выгодно бороться против всего того, что мешает его собственному счастью и счастью близких. В сравнении со средневековьем этические искания отличаются несравненно большей пестротой, разнонаправленностью, что позволило создать определенный теоретический задел для нравственной философии последующих поколений. В конце XVIII в. усилиями многих мыслителей этика приобрела самостоятельный статус, выявила во многом специфику объекта своего исследования (морали), создала достаточно развитый понятийный аппарат.

Этическая мысль конца XIX и всего XX века представляла собой довольно пеструю картину. Опираясь на достижения своих предшественников, она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих позиций (религиозных и материалистических), с различной мерой использования достижений таких наук, как психология, генетика, социология, история и др. Неодинаково освещаются в свете высших моральных ценностей и те новые ситуации, которые порождаются современной НТР. Обозревая данный период, стоит особо выделить духовные искания Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого B. C. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и др. выдающихся русских мыслителей, которые большое внимание уделяли нравственной проблематике. Как писал в начале XX века С. Н. Булгаков, в наши дни из всех философских проблем этическая проблема выдвигается на первое место и оказывает решающее влияние на все развитие философской мысли.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологии (науку о бытие), гносеологию (науку о познании) и этику (науку о морали).

Этика является наукой не только нормативной, предписывающей, как ступать в тех или иных случаях, но и учением теоретическим, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

«Общее между великими моралистами можно свести к следующим пунктам: они едины в понимании

1) назначения морали;

2) соотношения между нравственными обязанностями человека и его стремлением к счастью;

3) характера связи личности и общества;

4) принципиальной возможности перспектив нравственного преобразования человека.

1) Назначение морали великие моралисты усматривают в том, чтобы добиться такого общежития, такого согласия между людьми, которое явилось бы выражением и продолжением их права на достойную и счастливую жизнь. Собственно говоря, самой моралью они называют то, что в негативном аспекте противостоит насилию, лжи, всем другим факторам, которые принижают и разъединяют людей, а в позитивном — служит источником их взаимоуважительной солидарности. Устранять вражду и стремиться к гармонии межчеловеческих отношений, в рамках которой развитие одной личности становится условием развития всех остальных, — таково назначение морали. Добиться этого можно в том случае, если в отношениях с другими людьми руководствоваться теми правилами, которые каждый находит наилучшими и хотел бы видеть примененными к самому себе. Первые среди великих моралистов, которые по праву именуются учителями человечества, сводят основное содержание морали к золотому правилу нравственности, а многие из них дают этому правилу ту лаконичную, классически завершённую формулировку, в которой оно дошло до наших дней. Понимание морали в их учениях совпадает с естественной нравственностью, которую каждый человек находит в своём «сердце».

2) Не нужно доискиваться до изощрённых формул морали, она в своём содержании элементарна. Великие моралисты приходят к такому выводу не для того, чтобы профанировать мораль. Совсем напротив: они возвышают её до первоосновы жизни. Они считают, что конфликт между моралью и счастьем может быть снят только в том случае, если второе будет подчинено первому. Существует объективный, единственно истинный порядок благ в мире: духовное выше материального, нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию. Выше не в том смысле, что надо прежде позаботиться о теле, чтобы потом можно было совершенствовать душу, подобно тому как мы проходим нижние ступени лестницы, чтобы добраться до верхних. И не в том смысле, что больше времени и сил надо уделять нравственному состоянию души, чем физическому состоянию тела. Великие моралисты придают духовно-нравственным ценностям абсолютное значение (отсюда — свойственное многим из них соединение идеи морали с идеей Бога) и рассматривают их в качестве единственного основания, придающего смысл всем человеческим стремлениям. Свет может иметь разную степень интенсивности, но во всех проявлениях он восходит к солнцу как единственному своему источнику. Точно так же человеческие блага, как бы они ни разнились между собой, восходят к морали и только благодаря этому приобретают качество, позволяющее считать их благими, достойными целями деятельности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы постоянно быть подключённым к этому благотворному источнику. Духовно-нравственные обязанности человека выше его стремления к личному благополучию в том совершенно особом смысле, что только через духовно-нравственные обязанности и в их рамках человек может обрести настоящее личное благополучие. Дилемма морали и счастья снимается благодаря тому, что счастье рассматривается как следствие морали. Кто стремится быть моральным, тот правильно понимает и надежно обеспечивает свою выгоду. Мораль есть высшая реальность в смысле подлинности бытия. И в этом качестве она является единственной аксиологической реальностью. С точки зрения моралистов мораль верховодит в мире человеческих целей,

3) Что касается противоречия между интимностью личностной выраженности марали, в силу которой она выступает в качестве силы, возвышающей индивида до уровня субъекта индивидуально ответственного существования, и её (морали) общезначимостью, универсальностью, в силу которой она оказывается единственно надежной основой всечеловеческой солидарности, то она может получить разрешение только в том случае, если двигаться от личности к обществу. Великие моралисты исходили и своими учениями задавали перспективу, в рамках которой отношения между людьми предстают в качестве вторичного результата их сознательных стремлений к личностному самосовершенствованию, являются формой их духовно-нравственной общности. Они утверждали приоритет личности перед обществом, нравственную автономию индивидов. Это относится и к тем из них, кто вписывал нравственность в религиозный контекст: хотя в учениях Моисея , Иисуса Христа , Мухаммеда мораль и предстает как совокупность безусловных надындивидуальных требований, тем не менее они выражают волю совершенной и единственной в своей совершенности личности — Бога; к тому же считается, что тот, кто сформулировал для людей эти заповеди, одновременно вписал их в сердце каждого из них. Если есть истина, которую свято чтили все великие моралисты, то она состоит в неотъемлемом праве каждой личности говорить от имени морали и быть субъектом морально совершенных отношений между людьми. Человек не может жить вне общества — из этого несомненного факта они делают тот вывод, что общество должно быть человечным, нравственно ориентированным.

4) Мораль задаёт совершенно определённое — критически отрицательное отношение к реальному миру. Степень напряжения между моралью и эмпирическим бытием индивидов в разных этических программах является, конечно, разной. Можно было бы, например, провести разграничение между морально-ригористическими (Будда , Иисус ) и морально-компромиссными (Конфуций , Мухаммед ) программами; в определённых отношениях оно может иметь очень важное значение. Тем не менее в существенном рассматриваемые учения едины: во всех моралистических нормативных программах (потому они и именуются моралистическими) мораль рассматривается в качестве истины человеческого бытия. Все они анализируют жизнь людей в перспективе окончательного торжества добра. Насколько, однако, возможно такое торжество? Великие моралисты создавали определённые, этически значимые жизненные программы. Как программы, они должны мыслиться осуществимыми, в противном случае они бы не отличались от абстрактных интеллектуальных систем. Как этические, они не могут быть замкнуты на обозримую и подконтрольную индивиду перспективу, в противном случае они бы не отличались от какой-нибудь судебной реформы или иных социально-прагматических проектов. Этические программы осуществимы в принципе. Однако их реализация требует таких нечеловеческих усилий и огромного запаса времени, таких кардинальных перемен, включая переустройство космоса и переделку самой человеческой природы, что она оказывается скорее вопросом общей веры, чем конкретной уверенности. Моральное обновление выступает в качестве цели, но цели особого рода, которая не имеет ни рассчитанного срока, ни строгих путей своей реализации, которая призвана объединить, придать смысл и как бы завершить все другие человеческие цели. Оно призвано возвысить все человеческое существование до уровня морального бытия и на этой основе примирить человека с самим собой. Придать жизни моральный смысл — для человека значит стать больше, чем он есть на самом деле. И не просто стать больше, а вообще стать большим. Моральная перспектива бытия задает совершенно особую систему координат, когда жизнь индивидов измеряется не часами, метрами и килограммами — показателями, которые уходят в дурную бесконечность и в любом, сколь угодно большом, своем натуральном выражении только подчеркивают ограниченность человеческих возможностей, — а абсолютными величинами. Мораль, как её понимают великие моралисты, — не просто путь. Это — путь в вечность. В морали и через мораль жизнь человека соразмеряется с Богом. Всё что угодно можно говорить об учениях великих моралистов, можно называть их иллюзорными, жестокими, лицемерными или какими-нибудь еще, более обидными словами, но нельзя отрицать того, что они выражают одну несомненную истину: только в моральной перспективе естественное существование индивидов трансформируется в историческое становление, природность — в культуру. Без морали нет истории, если, конечно, не сводить последнюю к разновидности исторической зоологии, к хронике войн, способов производства, научных открытий и т.д., а понимать как действительную историю людей — процесс совершенствования человека.

Позицию великих моралистов по вопросу о путях и сроках морального обновления мира нельзя оценивать по критериям научного предвидения. Они не отвечают на вопрос, что будет. Они говорят о том, что надо делать. Они подчеркивают: моральное обновление есть задача (программа, цель), которая призвана стать объединяющей основой и фокусом всех усилий человека и степень реальности которой целиком будет зависеть от этих усилий. Каждый из моралистов мог бы сказать про свою этическую программу, что она вполне реальна и осуществима, если люди будут достаточно разумны, чтобы принять её, и достаточно настойчивы, чтобы следовать ей».

Гусейнов А.А., Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней, М., «Вече», 2009 г., с. 369-373.